"Вести", 15 ноября 2001 года

Шломо Громан

НОВАЯ ДРЕЗДЕНСКАЯ СИНАГОГА И НОВЫЕ МЫСЛИ О ЕВРЕЯХ ГЕРМАНИИ

В прошлую пятницу в Дрездене торжественно открылась новая синагога. Открылась на том самом месте, где ровно 63 года назад, во время "Хрустальной ночи", была сожжена старая. Сожжена в числе 1300 синагог Германии...
В архитектурном плане новое здание не имеет ничего общего с прежним. Оно построено в современном стиле и имеет форму огромного куба. Кстати, открывшийся в сентябре Берлинский еврейский музей также поражает гостей нетрадиционным дизайном; по замыслу архитектора Даниэля Либескинда, зубчатая, молниевидная структура фасада, рассеченная звездой Давида, символизирует трагическую паузу в истории немецких евреев, вызванный Холокостом.
Выступая на церемонии открытия новой дрезденской синагоги, председатель Центрального совета еврейских общин Германии (в прошлом году его штаб-квартира переехала из Франкфурта-на-Майне в Берлин) Пауль Шпигель сказал: "Несмотря на все происшедшее, еврейская жизнь в нашей стране восстанавливается. Но есть ли у этой жизни будущее, зависит не столько от евреев, сколько от неевреев".
Возрождению еврейской общины в Германии придается историческое значение. По выражению популярной в стране журналистки Гизелы Дакс, "еврейская жизнь в Германии являет собой подтверждение легитимности страны в глазах мирового сообщества".
До прихода нацистов к власти в полумиллионном Дрездене проживало 5000 евреев. В конце 80-х годов ХХ века - 160, главным образом послевоенные переселенцы из Польши и их малочисленные потомки. Сегодня, благодаря выходцам из бывшего СССР, еврейская община города увеличилась до 400 человек, однако лишь немногие новые иммигранты интересуются общинной жизнью и намереваются передать эстафету детям. Поэтому мне хотелось бы поспорить с г-ном Шпигелем: в Германии, как и во многих других странах диаспоры, еврейская жизнь угасает не столько из-за антисемитизма, сколько усилиями самих евреев, ассимилирующихся уже во втором, реже в третьем поколении.

Дрезденская синагога стала единственным в Германии храмом, сооруженным после войны с полного нуля. Дело в том, что в ночь на 14 февраля 1945 года британская авиация практически стерла с лица земли Дрезден - один из наиболее красивых городов Европы, "Флоренцию на Эльбе". Эта операция, тем более на последнем этапе войны, не была обоснована ни военными, ни стратегическими интересами. Англичане и не скрывали, что это лишь месть за разрушение нацистской авиацией города Ковентри.
Власти ГДР на восстановление прежнего Дрездена денег не нашли и почти все построили заново в советском стиле. Но в центре города как напоминание об ужасах войны были оставлены руины Frauenkirche ("Церкви святой девы Марии"), бывшей прежде символом города.
В начале XVIII века дрезденский курфюрст Август Сильный по стратегическим соображениям перешел в католицизм, что вызвало определенное недовольство поданных, в основном лютеран. Чтобы их успокоить, Август повелел построить самый большой и роскошный в Германии лютеранский храм.
Денег на восстановление храма не находилось и после объединения Германии, но поскольку церковь имела символическое значение, кому-то пришло в голову сделать это методом народной стройки. Решено было использовать все более или менее сохранившиеся камни старого храма - 20 тысяч кубометров обломков. Их надо было рассортировать, определив место каждого в конструкции. Благодаря четырехлетним трудам программистов, архитекторов и историков 8500 камней были разложены в специальном павильоне рядом со стройплощадкой и подготовлены к монтажу.
Сегодня стены собора достигают уже 35-метровой высоты. Колокола для восстанавливаемой церкви подарила Великобритания (угрызения совести...) Полностью храм должен быть восстановлен к 2006 году. Синагогу отстроили на пять лет раньше.

Большая (традиционно называемая Новой) синагога в Берлине, на улице Ораниенбургерштрассе, от единственного авианалета, произошедшего в ноябре 1943 года, пострадала куда меньше, а в "Хрустальную ночь" буквально отделалась легким испугом.
В свое время она считалась самым красивым еврейским сакральным зданием в Европе. Во время богослужения здесь помещалось до 3200 человек (в 1930 году в Берлине жило около 160 тысяч евреев; Вторую мировую пережило около пяти тысяч). Архитектор Эдуард Кноблаух совместно с берлинским градостроителем Августом Штюлером придали построенной в мавританском стиле синагоге необычайную красочность и пестроту. Ее торжественное открытие состоялось 5 сентября 1866 года.
Сильно европеизированные берлинские евреи рассматривали синагогу как центр не только религиозный, но и как музыкальный. В 1930 году Альберт Эйнштейн в качестве скрипача участвовал в одном из благотворительных концертов, регулярно проводившихся в синагоге. Появился здесь и нетипичный для иудейских храмов орган. Богослужение постепенно перешло на немецкий язык. Внутри сохранились культовые надписи, выполненные еврейскими буквами по-немецки (не на идише, а именно на Hochdeutsch).
В В "Хрустальную ночь" в Берлине запылали многие синагоги. Но, поджигая Новую синагогу, бесчинствующие молодчики неожиданно встретили сопротивление. Верный своему долгу квартальный полицейский Вильгельм Кройцфельд со служебным пистолетом в одной руке и с официальным документом, удостоверяющим уникальность синагоги как памятника архитектуры, в другой заставил поджигателей удалиться. Вызванная им пожарная команда успела погасить огонь.
Нацистский режим использовал синагогу под склад. Летом 1958 года, несмотря на протесты общественности, правительство ГДР решило взорвать главный зал синагоги. А 9 ноября 1988-го в присутствии тогдашнего главы государства Эриха Хонеккера с большой пропагандистской помпой было положено начало восстановлению развалин.
Тот же Хонеккер на закате своей политической карьеры, пытаясь добиться легитимации на Западе, первым пригласил в Германию советских евреев. Минуя ОВИР, они приезжали в ГДР с туристскими визами, и власти без проволочек выдавали им вид на жительство.
Для немалого числа евреев из России переезд в Германию оказался не только первой встречей с заграницей, но и с еврейством. Этот процесс вызвал в стране легендарного "орднунга" дебаты. Какой статус давать российским евреям? Кто будет определять их принадлежность к еврейству - германские власти? По каким критериям? Не секрет, что галахических евреев среди иммигрантов из экс-СССР меньше половины. Германские власти признают это, но закрывают глаза. Иное дело - еврейская община. Как мне рассказали, "сомнительные евреи", которых не приняли в общину, обвиняют ее руководство в... нацизме!
Д-р Коган - глава еврейской общины в Потсдаме, состоящей почти целиком из экс-эсэнгойцев, - не скрывает своего недовольства: "Российские евреи не выполняют того, ради чего они, собственно, живут в Германии". Ортодоксальный раввин Дик, переехавший в Берлин из Нью-Йорка, свидетельствует, что за 10 месяцев ему не довелось провести среди российских евреев ни одной свадебной церемонии. Неудивительно - в Германии высочайший процент смешанных браков. Подавляющее большинство еврейской молодежи - за полную и окончательную ассимиляцию!
7 мая 1995 года, через 50 лет после капитуляции Гитлера, состоялось второе по счету открытие Новой берлинской синагоги. Богослужение теперь проходит на иврите, но миньян собирается нерегулярно. Старое (и по стажу, и по возрасту) правление общины пытается приобщить иммигрантов к иудаизму, но без особого успеха; новоприбывших больше интересует материальная помощь, так что синагога выполняет функции некоего "министерства абсорбции".
Наряду с вечерней еврейской школой есть в Берлине и дневная, которую называют гимназией. Находится она недалеко от Новой синагоги, на Гроссе Гамбургерштрассе. Среди преподавателей много граждан Израиля (эмигрантами они себя не считают: "мы здесь не живем, а только работаем". Десятками лет. У многих супруги-немцы.)
Программа в гимназии такая же, как в остальных средних школах, плюс уроки иврита и иудаизма. Язык обучения, разумеется, немецкий. Вход в здание, как и во все еврейские учреждения в Берлине, охраняет полицейский с автоматом (по иронии судьбы это наш "узи").

Во время командировки автор этих строк побывал еще в одной еврейской общине Германии - в лейпцигской. Вымирающий из-за низкой рождаемости и вызванного массовой безработицей массового отъезда молодежи Лейпциг располагает лишь одной количественно растущей группой населения - евреями. Перед Второй мировой войной в Лейпциге было 12.000 евреев, 17 синагог. Одна из них не прекращала работы даже в годы нацизма - эдакая потемкинская деревня. А евреи гибли... К концу войны в живых осталось 200 человек, да и те в большинстве своем разъехались: кто в ФРГ, кто подальше. К 1988 году (дата вышеописанного маневра Хонеккера) в Лейпциге было лишь 33 еврея, но этими скудными силами они организовали грандиозную выставку "Евреи в Лейпциге", посвященную 50-летию нацистского погрома.
Евреям Лейпцига вернули принадлежавшие их соплеменникам здания, многие из которых теперь сданы в аренду, что позволило наладить жизнь общины. Выходцы из бывшего СССР увеличили ее численность до 600 человек. Моя симпатичная собеседница Галина Шандалова, чей брат живет в Нешере под Хайфой, с гордостью рассказала мне, что двое ее сыновей создали в Лейпциге молодежный еврейский клуб. Но выдержит ли еврейский ренессанс в Германии испытание временем? Вопрос вопросов...

Сама мысль о том, что спустя полвека после Холокоста евреи станут переселяться в Германию, чтобы избавиться от антисемитизма, вызывает целый сонм ощущений, многие из которых навеяны стереотипными представлениями. Стереотипы настолько сильны, что даже идея недельной поездки еврея-сиониста в Германии воспринимается некоторыми с недоумением. По-моему, пора сбросить с глаз шоры.
Вне всякого сомнения, Германия - одно из самых развитых и богатых туристскими достопримечательностями государств мира. Отношение сегодняшних немцев к евреям при всей придирчивости нельзя назвать плохим. Каким же, с моей точки зрения, должно быть отношение евреев к Германии, а также к тем своим собратьям, которые выбрали эту страну в качестве места обитания?
Да полетят в меня пять с половиной миллионов гневных стрел - я не думаю, что еврей, живущий в США, при прочих равных условиях относится к еврейской истории более лояльно, чем еврей германский. Эмигрировать в Германию я не считаю для еврея бОльшим позором, чем уехать в Канаду или вернуться в бывший СССР. С сионистской точки зрения естественным домом еврея может быть только Израиль. Остальные различия (исключения сделаю лишь для арабских стран и Франции, открыто ведущих антиизраильскую политику) - от лукавого.
А от турпоездки в Германию вы - я верю - получите гигантское наслаждение. По крайней мере, идеальный порядок и пунктуальное соблюдение графика поездки гарантируются. Немцы есть немцы... .

к оглавлению "Berlinского дневника"
систематический каталог
на главную страницу сайта
напишите Ш. Громану

генеалогия, родословные, архивный поиск, поиск людей Разработка, создание и продвижение сайтов. Интернет-маркетинг. Электронная коммерция Nasha Canada - Russian Newspaper Израиль по-русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Наука и образование :: Психология Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31Jewish TOP 20 Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Rambler's Top100Российский студенческий порталЕврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Бюро переводов МИР ПЕРЕВОДА. Устный, письменный, последовательный, синхронный перевод