Шломо Громан, июль 2022 года, Тель-Авив

Интервью с Борисом АПЛИЧУКОМ - кандидатом в Кнессет 25-го созыва от партии ЛИКУД

Борис Апличук претендует на 33-е место в списке Ликуда, по Уставу этой крупнейшей израильской партии отведенное для представителя репатриантов. На общебиографические вопросы он ответил в интервью годичной давности. В политике за это время многое изменилось - но не в мировоззрении Бориса.

Борис Апличук

- Борис, для чего вы баллотируетесь в Кнессет?
- 32 года назад я репатриировался из тоталитарного антисемитского Советского Союза на свою историческую родину - в еврейское государство, имевшее на тот момент вполне демократическую форму правления. В 2006 году по убеждениям вступил в партию Ликуд. В последние годы я ощущаю, что еврейский характер нашего государства подвергается все более мощным атакам как снаружи, так и изнутри.
С демократией и правами человека (если этот человек является евреем и к тому же правых взглядов) дела обстоят еще хуже. Главный вопрос предстоящих выборов стоит так: останется ли Израиль еврейским и демократическим - либо превратится в "государство всех его граждан", управляемое левой судебной олигархией. Чтобы избежать второго варианта, необходимы правые политики нового поколения, не боящиеся вступить в противостояние с системой. Одним из таких политиков я вижу себя.
По характеру я человек действия, не могу молчать в обстановке полицейско-прокурорского путча, апофеозом которого стало свержение избранного народом премьер-министра Биньямина Нетаниягу посредством фабрикации липовых уголовных дел и лживых публикаций в СМИ. В последние годы вы могли видеть меня на перекрестках и площадях, на демонстрациях и митингах протеста против антисионистского правительства мошенников Беннета и Лапида. Десятки таких акций я сам и организовывал.
Однако важно понимать, что наиболее эффективные рычаги влияния на ситуацию находятся в Кнессете. Поэтому я и решил выставить свою кандидатуру в список Ликуда в Кнессет. Сейчас мне требуется ваша поддержка, чтобы войти в команду ликудовских политиков-реформаторов, поддерживающих Биньямина Нетаниягу.
- Представим себе, вы уже в Кнессете. Сформулируйте главные пункты вашей повестки дня.
- Первый пункт - я обязуюсь продвигать всеобъемлющую юридическую реформу, включающую закон об ограничении полномочий БАГАЦа, изменение системы избрания судей, закон о статусе юридического советника и создание независимого органа для контроля над деятельностью прокуратуры. Цель этой реформы - защитить хрупкую израильскую демократию и права человека. Я приложу все усилия к тому, чтобы искоренить «судебный активизм» и восстановить равенство всех граждан перед законом. Чтобы возродить попранную демократию, следует вспомнить принцип разделения власти между тремя ее классическими ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.
Вот тезисы предлагаемой мною юридической реформы.
1. В Израиле создалась совершенно неприемлемая ситуация: судебная власть (прежде всего "Высший суд справедливости" - БАГАЦ) поставила себя выше всякого закона и присвоила себе право аннулировать юридические документы, утвержденные Кнессетом. Эту ветвь пора существенно ограничить в полномочиях и вернуть ее на то место, которое она должна занимать при нормальном демократическом правлении. Необходимо принять закон, четко очерчивающий границы полномочий БАГАЦа. В частности, Верховный Суд не должен иметь право вмешиваться в законотворческую деятельность Кнессета; как раз напротив - суд обязан судить согласно тем законам, которые приняты Кнессетом.
2. Институт юридических советников превратился в орган, напоминающий систему комиссаров и политруков в Красной Армии (или замполитов в Советской Армии). Сегодня юрсоветники не столько консультируют министров и главу правительства, сколько определяют саму их политику, действуя под прикрытием БАГАЦа. Нужен закон, определяющий статус юридического советника исключительно как консультанта по юридическим вопросами, как и было изначально. Он не может иметь полномочий возбуждать следствие и выступать в роли прокурора против министра, с которым он работает. Министрам же надо вернуть право назначать и увольнять себе юридических советников.
3. Назрело коренное изменение процедуры выбора судей. Они должны избираться только членами Кнессета в ходе открытых слушаний без участия представителей судебной системы - наподобие того, как это происходит в Конгрессе США. Сейчас в Израиле ситуация такова, что в комиссии по назначению судей большинство составляют представители судебной системы, которых там в принципе быть не должно. Ситуация, когда судьи выбирают сами себя, антидемократична по сути.
4. Необходимо создание независимого органа, контролирующего деятельность государственной прокуратуры. Сейчас прокуратура обладает гигантской властью и никто не вправе проверять ее деятельность - и, если понадобится, - начать расследование и предъявить обвинительное заключение следователю или прокурору, нарушившему закон. Система, когда органы правопорядка неподконтрольны и неподсудны, опасна для прав человека.
Чтобы провести в жизнь вышеперечисленные пункты, необходимо прежде всего принять два закона, носящих тактический характер.
А. "Французский закон", предоставляющий всем парламентариям иммунитет от уголовных преследований (за исключением подозрений в особо тяжких преступлениях) - чтобы у депутатов не было страха начинать реформировать прокуратуру и судебную систему, чтобы они не боялись, что и им сошьют дела, как шили Биньямину Нетаниягу, Галю Гиршу и другим не угодным системе деятелям.
Б. Закон об обуздании БАГАЦа (о преодолении его "активизма", введенного в оборот бывшим председателем Верховного Суда Аароном Бараком), который позволит Кнессету простым большинством отменять решения БАГАЦа, особенно когда последний грубо вмешивается в работу законодательного органа страны.
Вторым пунктом я буду добиваться восстановления полного израильского контроля над Негевом и Галилеей (который существенно подорван правительством Беннета – Лапида – Ганца - Либермана – Аббаса). Буду бороться за установление нашего суверенитета над как можно бОльшими частями Иудеи и Самарии.
Третий пункт - содействовать принятию законов, ослабляющих неоправданное государственное вмешательство в экономику, в частности добиваться уменьшения налогов, создания условий для честной конкуренции и в конечном итоге снижения стоимости жизни. Здесь же хотелось бы отметить необходимость законов социального характера, например таких, которые защитят права частных предпринимателей и работников-индивидуалов (ацмаим), в частности их право на социальные выплаты, аналогичные тем, что полагаются наемным работникам.
- Чего вы ожидаете от фракции Ликуда в целом и от нового правительства во главе с Биньямином Нетаниягу?
- Я ожидаю, что это будет правительство национальное в лучшем смысле этого слова. Ожидаю, что в коалиции не окажется партий, которые только притворяются правыми, сколько бы правых лозунгов и даже названий они себе ни присваивали. Хватит экспериментов, хватит «перемен ради перемен»! В нашем взрывоопасном регионе необходима политическая стабильность хотя бы внутри страны.
После того, как такая коалиция будет создана, она должна начать править во всех сферах жизни по-настоящему, а не так, как прежде, когда чиновников, назначенных левыми, правые боялись потеснить с насиженных мест и те занимались саботажем, не позволяя проводить перемен. Для этого Ликуду и стране необходимы смелые люди, умеющие не только произносить красивые обтекаемые фразы, но и решительно действовать.
- Что мешает Ликуду организовать и укрепить альтернативные правые СМИ?
- Кое-что в этой сфере уже сделано. Работают 14-й телеканал, радио "Галей Исраэль". Но этого явно не достаточно. Чтобы восстановить политический баланс, необходимо закрыть "Решут hаШидур" (Государственное управление телевидения и радиовещания), являющийся рупором левой идеологии и существующий притом на наши налоги. Его годовой бюджет достиг 850 миллионов шекелей.
Ликудники должны перестать бояться конфликтов с явно ангажированными СМИ. Кстати, 12-й и 13-й телеканалы, иногда называемые частными, тоже частично субсидируются государством. Действующие в данной сфере регуляторные нормы пора пересмотреть, чтобы создать условия для истинного плюрализма мнений на экране и в эфире.
Особенно нездоровая ситуация сложилась с 9-м каналом. Он превратился в трибуну приверженцев Либермана, Лапида и прочих сил лагеря "только не Биби". Видимо, пришло время проверить лицензию этого телеканала, каковой изначально создавался с целью интеграции и культурной абсорбции репатриантов в израильское общество, а выродился в орудие секторального разобщения.
- Как Ликуду убедить русскоязычных израильтян проголосовать именно за эту партию, а не, скажем, за НДИ?
- Если все русскоязычные граждане нашей страны дружно придут на избирательные участки, то они смогут определить судьбу не менее чем 15 мандатов. Согласно последним опросам, НДИ в русскоязычной среде собирает лишь 4 мандата. Очень важно обратить внимание на традиционно низкую явку наших олим на выборы - всего лишь около половины списочного состава. Основную причину этого я вижу в том, что люди ощущают, что им не за кого голосовать. Пришло время Ликуду создать сионистскую альтернативу и привлечь их на свою сторону.
Тут приходится признать, что лет двадцать назад Ликуд допустил стратегическую ошибку, уступив русскоязычный сектор Либерману как субподрядчику голосов. Сегодня мы пожинаем горькие плоды. Часть наших граждан попала под влияние подстрекательской антисемитской пропаганды, которую приняла на вооружение партия НДИ.
Русскоязычным людям далеко не чужды ценности патриотизма, и с ними надо говорить именно в этих понятиях. Еврейская национальная гордость - никакой не криминал, а база существования нашего государства. Я уверен, что члены семей евреев тоже способны это понять. Репатрианты должны увидеть в Ликуде настоящих лидеров, говорящих с ними на одном языке во всех смыслах слова, которые при этом являются и лидерами общеизраильского масштаба, влияющими на государственную политику. Такими лидерами, к которым можно свободно обращаться и со специфически "олимовскими" проблемами.
- По последней "неполитической" профессии вы риэлтор. Можете ли вы как специалист по недвижимости предложить пути борьбы с дороговизной жилья?
- Да, это крайне серьезный вопрос, требующий отдельного разговора. Сейчас наше время истекло, поэтому обсудим его через пару дней.

Группа поддержки Бориса Апличука в "Фейсбуке"

Борис Апличук в "Твиттере"

Борис Апличук в "Тик-Токе"

Борис Апличук в "Телеграме"


Rambler's Top100 Яндекс цитирования