АКТУАЛЬНАЯ КОЛОНКА за 19.05.2004

колонка за 5.05.04
колонка за 23.04.04
колонка за 1.04.04
колонка за 16.03.04
колонка за 22.02.04
колонка за 6.02.04
колонка за 22.01.04
колонка за 10.12.03
колонка за 16.10.03
колонка за 9.10.03
колонка за 29.08.03
колонка за 20.07.03
колонка за 28.05.03
колонка за 16.05.03
колонка за 11.05.03
колонка за 22.04.03
колонка за 12.03.03
колонка за 5.03.03
колонка за 14.02.03
колонка за 8.01.03
колонка за 2.12.02
колонка за 25.11.02
колонка за 20.11.02
колонка за 21.10.02
колонка за 20.10.02
колонка за 29.09.02
колонка за 15.08.02
колонка за 8.08.02
колонка за 31.07.02
колонка за 16.07.02
колонка за 23.06.02
колонка за 20.06.02
колонка за 17.06.02
колонка за 4.06.02
колонка за 27.05.02
колонка за 15.05.02
колонка за 12.05.02
колонка за 8.04.02
колонка за 2.04.02
колонка за 25.03.02
колонка за 18.03.02
колонка за 7.03.02
колонка за 26.02.02
колонка за 19.02.02
колонка за 11.02.02
колонка за 25.01.02
колонка за 22.01.02
колонка за 14.01.02
колонка за 9.01.02
колонка за 6-7.01.02
колонка за 26.12.01
колонка за 19.12.01
колонка за 14.12.01
колонка за 4.12.01
колонка за 2.12.01
колонка за 28.11.01
колонка за 26.11.01
колонка за 11.11.01
колонка за 1-3.11.01
колонка за 30.10.01
колонка за 28.10.01
колонка за 24.10.01
колонка за 22.10.01
колонка за 21.10.01
колонка за 18.10.01
колонка за 17.10.01
колонка за 16.10.01
колонка за 15.10.01
колонка за 14.10.01 на старую главную cтраницу
на новую главную
напишите мне

Взгляд Шломо Громана на события в Израиле

ШАВУОТ, ДЕНЬ ИЕРУСАЛИМА И СОБЫТИЯ В ГАЗЕ: ГРУСТНЫЕ АССОЦИАЦИИ

"Новости недели", 23 мая 2004 года

17 мая c.г. в столичном центре духовной интеграции евреев - выходцев из бывшего СССР "Маханаим" состоялся семинар для учителей иудаизма. В нетривиальной лекции, названной "Горы Синай и Мория", преподаватель Бар-Иланского университета доктор Зеэв Дашевский провел параллели между дарованием Торы (в честь которого празднуется Шавуот) и Днем освобождения Иерусалима. Естественным продолжением установленной ученым логической цепочки стала бы аналогия с сегодняшними событиями в секторе Газы и в других горячих точках Земли Израиля.
Как известно, первые Скрижали Завета, изготовленные и данные Моисею (Моше) самим Б-гом, пророк вскоре разбил, увидев нетерпеливость народа и поклонение его золотому тельцу. Впоследствии Моше по велению Г-спода сам высек из камня новые скрижали и поднялся с ними на гору Синай вторично, где Вс-вышний начертал Свои заповеди. Эта история иллюстрирует известную истину: то, что достается без особых усилий, легко и теряется. "Что имеем - не храним, потерявши плачем".
Лекция в "Маханаим", посвященная культурологическим и религиозным аспектам, по своему жанру не допускала политизации обсуждаемых вопросов. Однако у внимательного слушателя неизбежно возникали ассоциации между событиями, происходившими в древности на Синае и Мория, и сегодняшними израильскими актуалиями.
Победа в Шестидневной войне досталась Израилю - по крайней мере внешне - с такой феноменальной легкостью, что даже закоренелые атеисты заговорили о вмешательстве свыше. Увы, эта легкость сыграла с израильтянами злую шутку. В первые годы (примерно до войны Судного дня) в обществе царила эйфория "непобедимости ЦАХАЛа", но, не будучи подкреплена духовным началом, она сменилась депрессией (которую левые потом назовут "отрезвлением"). Вместо широкомасштабной кампании по освоению евреями возвращенных земель (значение которых для еврейского народа и его государства так и осталось для части израильтян тайной за семью печатями) последовали уступки. Вначале был отдан Синайский полуостров, потом Бегину и Шарону не хватило мужества довести до победного конца Ливанскую войну (верхушке ООП малодушно позволили бежать на корабле из Бейрута, что обернулось триумфальным возвращением Ясера Арафата из Туниса, а затем и позорным бегством ЦАХАЛа из Ливана), пораженческие настроения части общества допустили заключение Норвежского сговора. Сейчас на повестке дня шароновский план одностороннего отступления...
Налицо пренебрежение не только историей и традицией, но и логикой. Между Шестидневной войной и Осло левые утверждали, что-де "территории удерживаются нами как козырь на аргументы на будущих мирных переговорах". Теперь же "лагерь мира" с отдельными примкнувшими политиками, в 1967 и 1993 гг. к левым не причислявшимися, горят желанием отдать отвоеванное арабам без всякого договора, просто в порядке капитуляции перед террором.
Выражаясь аллегорически, сегодня разбиваются скрижали, полученные в 1967 году. Получат ли евреи новые? Вряд ли - теперь нам придется высекать их самим в поте лица, исправляя трагические ошибки Кемп-Дэвида, Осло и разговоров об "отделении", каковое премьер-министр обосновывает желанием "покончить с оккупацией" - и тем самым легитимирует нападения арабских "мирных жителей" на наших солдат, которых Шарон сам помечает как "оккупантов", воюющих на земле, которая "не является наследием предков" (последнее "историческое открытие" принадлежит министру обороны Шаулю Мофазу).
Д-р Дашевский рассказал еврейскую притчу о хелмских "мудрецах", которые строили баню и никак не могли решить: строгать ли доски пола? Одни говорили: "Строгать, чтобы не занозить ноги". Другие: "Не строгать, чтобы не поскользнуться". В итоге решили доски строгать, но положить их струганой стороной вниз. Это похоже на действия ЦАХАЛа в Газе, где мы вознамерились бороться с террором - но вместо эффективных ударов с воздуха запускаем пехоту в самую гущу "мирного" населения, убивать которое, дескать, ни в коем случае нельзя - зато нашим ребятам гибнуть очень даже можно!
Такой вот "гуманизм" проповедует нынешнее правительство Израиля: врагов беречь, своих - в пекло. Выкидываем людские и материальные ресурсы в бездонную бочку, боясь нанести по рассаднику террора по-настоящему сокрушительный удар. Как в притче: доски строгаем, но ноги солдатам занозим. И неужели кто-то всерьез полагает, что одиночные сухопутные операции, пусть даже длительные, избавят нас от минометных снарядов и "Касамов" после планируемого Шароном ухода из Газы?
Даже День освобождения Иерусалима отмечается далеко не всеми слоями еврейского населения Израиля - некоторые называют его "днем начала оккупации", чуть ли не объявляют траур по несбывшимся арабским мечтам... А празднующие эту годовщину правые и национально-религиозные круги не всегда отдают себе отчет в том, что помимо Иерусалима та война вернула в еврейские руки и все остальные части Западной Эрец-Исраэль.
Окажутся ли эти руки заботливыми? Станут ли евреи рачительными хозяевами страны, которую Б-г заповедал им заселять самим и не отдавать врагам? Пока народ Израиля в моральном плане не вышел из Рефидим и не готов вновь взойти на гору Синай.