"Новости недели", сентябрь 2005 года

Шломо Громан

VI КЛЕЗМЕРСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ В КИЕВЕ

Лучшие книги из Израиля на русском языке от издательства "АХАЗ"
Гала-концертом клезмерской музыки, состоявшимся в киевском Доме художника, завершился 25 августа VI по счету ежегодный Клезфест в Украине. Высоким уровнем исполнительского искусства зрителей порадовали известные авторитеты в области клезмерской музыки: Джошуа Горовиц, Мэрилин Лернер, Мерлин Щеперд, Полина Шеперд-Ачкинази.
Публика тепло встретила и таких исполнителей, как Тимур Фишель (Таллин) и Псой Короленко (Москва).
Как подчеркнул в беседе с корреспондентом AEН преподаватель мастер-класса на Клезфесте-2005 Мерлин Шеперд (Великобритания), "я уже в шестой раз в Украине и вижу, что уровень исполнительского искусства среди еврейских музыкантов становится все выше".

Заявки на участие в следующих аналогичных фестивалях можно оформить на официальном сайте фестиваля - http://klezmer.com.ua. Кандидатам надлежит прислать в Оргкомитет аудио- или видеозаписи выступлений, качественные фотографии, характеристику-рекомендацию от руководителя местной еврейской общины или организации.
Организаторы берут на себя расходы по проживанию, питанию и обучению. Проезд на программу, как правило, - за счет участников. У организаторов имеется ограниченное количество грантов на оплату части дорожных расходов; для получения этих грантов необходимо прислать в Оргкомитет аргументированное заявление.

Дополнительную информацию можно получить в Оргкомитете, в Центре еврейского образования Украины: 03049, Киев, ул. Курская, 6, комн. 37. Телефоны: (380-44) 2483670, 2483634, 2485377. Факс: (380-44) 2483670, 2485377.
E-mail: center@cjeu.carrier.kiev.ua.


====================================

20-26 августа 2004 года

Аля Филиппова, "Кiевскiй телеграфъ"

"БЛУЖДАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ" ВОЗВРАЩАЮТСЯ:
Киев собирает поклонников клезмерской музыки

Тот факт, что проходящий уже в пятый раз в Киеве фестиваль ашкеназской музыкальной культуры "Клезфест" широко не рекламируется, не удивителен. С одной стороны, это обеспечивает свободную, уютную атмосферу — все свои, случайный гость на праздник не забредет. С другой — много ли вы знаете людей, которым что-то скажут слова "фестиваль клезмерской музыки"?
Не секрет, что об искусстве "блуждающих звезд" даже большинство специалистов в области музыки имеют довольно смутное представление. Тем не менее любой гражданин, проживающий на просторах бывшего Союза, на вербальный код "еврейская музыка" среагирует, пожалуй, одинаково — напоет, насвистит, промычит или каким-либо другим образом воспроизведет мелодию озорной "Семь сорок" или страстной, до боли уже заезженной "Хава Нагилы". Без этих песен, именующихся с полным правом хитами всех времен и народов, до сих пор не обходится ни одна свадьба или другое, сходное по масштабам, гулянье. А клезмерская музыка первоначально и звучала-то преимущественно на свадьбах. Бродячие капеллы евреев-инструменталистов ("кли-земер" — музыкальный инструмент) были очень популярны на такого рода мероприятиях.
Однако "избранный народ" на протяжении всей истории сосуществования с коренным населением испытывал различного рода притеснения и ограничения, что, естественно, сказывалось на культурных традициях. В странах Восточной Европы, к примеру, вплоть до эпохи Возрождения музыкантов-евреев не принимали в цеховые общины. И даже запрещалось при исполнении еврейской музыки использование громко звучащих инструментов (видимо, дабы уменьшить пагубное влияние на уши правоверных христиан), поэтому сложился определенный компромиссный состав: скрипка, цимбалы, контрабас, иногда виолончель. Лишь после отселения евреев в отдельные местечки в черте оседлости стали использоваться кларнет, флейта, труба, аккордеон и другие инструменты.
В Российской империи такой "землей обетованной" для евреев стали Малороссия, Бессарабия. Именно поэтому так часто встречаются схожие интонации в еврейской и украинской песенно-танцевальной музыке. И даже неискушенный слушатель уловит общие приемы и повороты в темпераментных наигрышах молдавских и еврейских скрипачей-виртуозов. А некоторые жанры - к примеру, дойна и хора - считаются родными и в той, и в другой культуре.
Кто-то из постоянных участников киевского клезфеста однажды очень точно подметил, что в еврейской музыкальной традиции собрана музыка всего мира. Это как воздух — нельзя запретить дышать или заставить потреблять кислород выборочно. Вот и музыка тех краев, где жили евреи, впитываясь вместе с воздухом в кровь и память народа, прорастала на почве национального фольклора.
При этом редко какая другая культура настолько трепетно хранит свои древние традиции. Как ни тяжко признавать, мы, славяне, намного беспечнее относимся к своим этническим богатствам, которые тем временем незаметно угасают, растворяясь в лавине глобального западно-ориентированного "окультуривания". Для народа же, обреченного на вековые скитания, в фольклоре — и родина, и земля, и история. И сейчас в клезмерском мелосе непостижимым образом слышится эхо тысячелетних молитв и напевов.
Разнообразные клезфесты и клезкемпы, ежегодно проходящие в Европе и Америке, собирают евреев "всех национальностей" с целью сохранения музыкальных традиций и формирования новой ашкеназской культуры — культуры евреев-переселенцев. Наряду с бережно реставрируемыми народными мелодиями развивается авторская музыка, породнившаяся уже с современными направлениями — тут влияние и рока, и хип-хопа, и джаза.
С последним у клезмерских традиций, наверное, больше всего точек соприкосновения: экспрессия, самобытность и оригинальность языка при необыкновенной открытости и, конечно, огромная роль импровизации. Дело в том, что бродячие еврейские музыканты, как правило, не знали нотной грамоты все из-за тех же пуританских запретов, а потому овладевали инструментом и осваивали репертуар исключительно по слуху, естественным образом становясь не просто исполнителями, а композиторами-импровизаторами.
Среди неоклезмерских направлений джазовая ветвь сейчас, пожалуй, наиболее развита. Достаточно вспомнить хотя бы мощный проект Джона Зорна - "Масада".
Мэрилин Лернер, гостья Пятого киевского Клезфеста, кстати, тоже известна прежде всего как джазовая пианистка. Свое искусство продемонстрировали Адрианна Купер, признанная наиболее влиятельной исполнительницей еврейской вокальной музыки последнего десятилетия, а также лидер традиционного клезмерского стиля Мерлин Шеперд (Великобритания), композиторы Полина Ачкинази-Шеперд и Ефим Черный.
Надо заметить, что необыкновенная популярность клезмерского искусства в последние годы привела к появлению огромного количества нееврейских коллективов, исполняющих традиционную ашкеназскую музыку. Очень многих покоряют красота, эмоциональность и глубина этой древней культуры (как пошутил однажды участник знаменитого еще в советские времена ансамбля клезмерской музыки с красноречивой фамилией Иванов: "Я давно уже еврей").
Остается только пожелать почитателям еврейской музыки и отдельно киевским клезфестовцам: "Мазлтов!" — "Удачи!"

========================

Шломо Громан

"Новости недели", 20 июля 2004 года

В АВГУСТЕ В КИЕВЕ СОСТОИТСЯ ПЯТЫЙ КЛЕЗФЕСТ

Центр еврейского образования Украины при поддержке американского Фонда развития еврейских общин в России и Украине приглашает всех любителей еврейской культуры на пятый ежегодный "Клезфест в Украине", который состоится 15-20 августа 2004 года в Киеве.
Клезфест - это не обыкновенный фестиваль, где определяются лауреаты и раздаются призы, а международный семинар, на который почитают за честь приезжать лучшие инструменталисты и вокалисты из ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому на фестивале традиционно высок уровень мастер-классов, которые проводят известные специалисты по инструментальной музыке и вокалу. За 5 лет проведения фестиваля в нем приняли участие более 200 исполнителей из Украины, Молдавии, Белоруссии, России, Латвии, Эстонии, Узбекистана, США, Канады, Великобритании, Чехии и Австралии. За эти годы выросло целое поколение музыкантов - исполнителей этого жанра, которые не только выступают, но и преподают эту музыку, в том числе на "Клезфесте". Это Наталья Касянчик, Полина Ачкинази-Шеперд, Ефим Чёрный, Геннадий Фомин, Анастасия Сметанина, Юрий Хаинсон, Сюзанна Гергус и другие.
Клезфест - это не только возрождение традиции, но и формирование новой ашкеназской музыкальной культуры, о чём свидетельствует специально изданный препринт "Антологии современных авторских песен на идиш", в который вошли песни Аркадия Гендлера, Полины Ачкинази-Шеперд, Ефима Чёрного и Евгении (Шуламит) Лопатник на стихи еврейских поэтов, писавших на идиш, а также собственная лирика Евгении Лопатник. "Антология" готовится к изданию в Департаменте еврейской музыки Центра еврейского образования Украины в 2005 году.
Как сообщили организаторы Яна и Борис Яновер, клезмерский фестиваль 2004 года будет посвящен как изучению традиционного стиля исполнения ашкеназской музыки, так и её современной интерпретации и композиции. В нем примут участие 56 музыкантов из Украины, Молдавии, Белоруссии, России, Латвии, Эстонии, Узбекистана, США, Канады и Великобритании.

В программе Клезфеста-2004:
* мастер-класс по вокалу талантливой певицы и незаурядного интерпретатора еврейской песни Адрианны Купер (Нью-Йорк);
* мастер-класс по композиции под руководством композитора Мерилин Лернер (Канада), солистки группы "The Flying Bulgar Klezmer Band";
* мастер-класс для инструменталистов под руководством кларнетиста, лидера традиционного направления в клезмерской музыке Мерлина Шеперда (Великобритания);
* хоровые классы под руководством композиторов, "ветеранов" Клезфестов в Санкт Петербурге и Украине Полины Ачкинази-Шеперд (Россия - Великобритания), Ефима Чёрного (Молдавия) и Анастасии Сметаниной (Санкт-Петербург);
* уроки языка идиш для всех (занятия проводятся в группах в соответствии с уровнем подготовки под руководством квалифицированных преподавателей);
* лекции-беседы о еврейском музыкальном фольклоре;
* круглый стол, посвященный проблемам использования еврейской музыки в общинах как средства возрождения и воспитания еврейского самосознания;
* гала - концерт участников Клезфеста для широкой публики, который состоится 19 августа в 19:00 в помещении Киевского государственного музыкального театра для детей и юношества (ул. Межигорская, 2, станция метро "Контрактовая площадь").
Впервые в Украине Мерлин и Полина Шеперд представят свою работу по современному озвучиванию немых фильмов, снятых в Украине в начале ХХ века по еврейской тематике. Благодаря опыту этих музыкантов и использованию ими аутентичных музыкальных форм наряду с новыми стилистически традиционными композициями эти фильмы будут возвращены к жизни почти через столетие после их первых показов. Представление THE SOUND & LIGHT CINEMATIC DUO состоится 20 августа в 15:00 в Еврейском культурном Центре "Подсолнух" по адресу: ул. Шолуденко, 1б.

Дополнительную информацию можно получить в оргкомитете, в Центре еврейского образования Украины: 03049, Киев, ул. Курская, 6, ком. 37. Телефоны: (380-44) 2483670, 2483634, 2485377. Факс: (380-44) 2483670, 2485377.
E-mail: center@cjeu.carrier.kiev.ua.
Официальный сайт: http://klezmer.com.ua.


========================================

30 декабря 2003 года

Михаил Френкель

СОЗДАЮЩИЕ ПРАЗДНИК

Этой недели Яна и Борис Яновер ждут целый год. Впрочем, нет. Не ждут. События, происходящие в эти несколько дней, они готовят и лелеют. Вот уже четыре года они делают "Клезфест в Украине" праздником еврейской музыки, надолго запоминающимся и участникам, и зрителям. Да и всю свою жизнь они теперь разделяют на две части - до "Клезфеста" и вместе с ним.
- Было время, - рассказывают Яна и Борис, - когда наши познания в еврейской музыке ограничивались только одной мелодией.
- "Семь-сорок"?
- А какой же еще. Это был удел многих из нас, росших в годы, когда еврейская культура, мягко говоря, не поощрялась.
- А говоря менее мягко, помню, что со времен Шестидневной войны, а именно с 1967 года, исполнять еврейские мелодии было запрещено даже в ресторанах, не говоря уже о радио или телевидении. И все это в рамках "борьбы с сионизмом".
- Наверное, все мы были жертвами этой "борьбы". И уже во времена независимой Украины нам вначале пришлось самим пробиваться к истокам музыкальной культуры нашего народа, а уже затем знакомить с ней других. И вот сегодня (смеется Яна), моя мама шутит во время телепрограммы "Аншлаг", что я для наших клезфестовцев такая же "бандерша", как Дубовицкая для своих артистов. Да, мы и сами к нашей руководящей роли в Клезфесте относимся со здоровой иронией. Мы сами не играем, не поем. Наша роль - объединить тех, кто это умеет делать очень хорошо. Обеспечить им условия для роста творчества, подружить. И уже сегодня у нас на Клезфесте поют, играют, учатся друг у друга, и дышат воздухом творчества очень талантливые люди. Этого мы и хотим, этого мы и добиваемся.
- Словом, как пишут в газетах, идет возрождение культуры.
- "Возрождение" - это любимое слово наших функционеров.
- А "крышевые структуры"?
- Тоже. Но сейчас мы о другом. Так вот. Мы считаем, что ныне происходит уже не "возрождение", а формирование новой ашкеназской культуры на старых корнях.
- Интересное мнение. Но оно явно диссонирует с популярным в еврейском движении мнении, что никакой другой еврейской культуры, кроме ивритской ныне быть не может.
- Не можем с этим согласиться. Сегодня наши клезфестовцы уже не только исполняют и аранжируют традиционные мелодии, но и пишут новые музыку и тексты. От нашего старейшины Аркадия Гендлера до самых юных - все клезфестовцы пребывают в состоянии творческого развития. И нам вообще не нравится противопоставление идишистской культуры ивритской. Его в свое время придумали некоторые израильские политики, боявшиеся, что идиш не даст развиваться ивриту как живому разговорному языку. Но этого не произошло. И сегодня, надеемся, не произойдет обратного - ивритская культура окончательно не вытеснит идишскую.
- А вы не выдаете желаемое за действительное? Ведь любая культура жива, пока у нее есть потребитель. Об идишской литературе было метафорически сказано, что ее читателей убил Гитлер, а писателей - Сталин. Образно говоря, вы воспитываете новых "писателей" клезмерской музыки, но есть ли широкая аудитория для нее?
- Есть и будет. Мы считаем, что именно музыкальная культура, в первую очередь благодаря эмоциям, впитывается легче всего. И дело даже не в том, что на последнем Клезфесте были исполнители, певшие, скажем, одну песню сразу и на идиш, и на иврите, и на русском. Просто мы уже убедились в том, что клезмерские концерты собирают заметно большую аудиторию, чем, например, литературные чтения. Нет, мы не за то, чтобы упрощать культуру. Мы за то, чтобы приобщать к ней как можно большее число людей. Кроме того, клезмерская музыка сегодня популярна в мире и среди неевреев, а потому еще и способствует межнациональному взаимопониманию.
- Значит, вы считаете, что публика есть и будет?
- Проблем собрать зрительный зал нет. Но наша задача - воспитывать у людей вкус к хорошей музыке и уважение к национальной культуре.
- Давайте уточним. Аншлаг в зале - это когда, как принято сейчас в общине, концерт бесплатный, а если платный?..
- Хороший вопрос. И ответ на него есть. Но сперва хотелось бы поблагодарить тех, кто пришел к нам на помощь в самом начале клезфестской эпопеи. В первую очередь это Фонд развития еврейских общин в России и Украине и его исполнительный директор Мартин Хорвиц. Это наш генеральный спонсор, есть и другие К слову, мы благодарны Мартину не только за финансовую поддержку. Он человек, выросший в идишистской культуре, всегда был нам добрым другом и учителем на клезфестском пути. А теперь возвратимся к вопросу об аншлаге на платном концерте. Мы считаем, что уровень многих исполнителей, приезжающих на Клезфест, уже таков, что они вполне могли бы собирать полные залы на платных "мероприятиях". Но здесь у нас еще немало организационных проблем.
- Я помню, после первого Клезфеста была идея, которая пока, по-моему, так и не осуществилась - ездить с концертами по городам и весям.
- Между нами постоянно идут дискуссии - кто должен помогать еврейским музыкантам вне клезфестов. Нужна ли какая-то определенная структура, продюсерские центры или конкретные импресарио. А может, артист должен сам заниматься своим промоушеном. В этом году у нас на Клезфесте прочитал курс лекций Джеф Перельман. Он много интересного рассказал о менеджменте в шоу-бизнесе. Хотя я лично считаю, что музыкант должен играть. А его раскруткой должен заниматься кто-то другой. Большая часть собирающихся на Клезфесте исполнителей не живет в крупных городах. И они на протяжении многих лет играют для узкого круга публики - они выступают в общинах. А общины сегодня живут не на самоокупаемости, а на спонсорскую поддержку. Поэтому все эти музыканты работают как бы за определенную зарплату или поддержку и обслуживают в основном общинные мероприятия. И понятно, что кураторы данной общины не могут заниматься их промоушеном в другом городе. Так что единственное средство музыкантов поддержать друг друга - пригласить товарища участвовать в общих концертах. Но мы говорим сейчас о другом. Все наши четыре клезфестовские семинара были тематические. Прошлогодний, например, был посвящен еврейской свадьбе. И многие музыканты после этого стали больше играть на свадьбах, днях рождениях, других праздниках. Но мы надеемся, что нам все же удастся создать для еврейских музыкантов биржу, куда будут обращаться еврейские организации и приглашать музыкантов из разных регионов Украины, России, СНГ. Возможно, мы сможем организовать продюсерскую структуру, которая поможет и организациям приглашать к себе лучших музыкантов, а им выступить на лучших площадках и перед самой изысканной публикой. Мы полагаем - здесь взаимная выгода. Кроме того, в шоу-бизнесе сегодня на разных его уровнях присутствует понятие формата. В нем много составляющих. Это и имидж, и репертуар, наличие собственных афиш, умение преподать себя. Опыт последнего Клезфеста показал, что у нас уже появились музыканты, профессионально готовые выступать не только на праздники в еврейских общинах или перед подопечными хэседов, но и в элитных клубах. Клезмерская музыка многослойна. Это ведь не только "Тум балалайка" или те же "Семь-сорок". Это еще и сложная и мощная импровизационная музыка. Она сродни джазу, который тоже по своей сути является фолком - но только негритянский.
- Ну почему же лишь афроамериканский. "Саммер тайм" еврея Гершвина - одна из самых популярных джазовых мелодий. В свою очередь, мелодия "Семь-сорок" в создании многих давно уже перестала восприниматься как чисто еврейская. В одном из рассказов Евгения Евтушенко, помнится, есть фраза о том, что "Семь-сорок" в России танцуют даже антисемиты.
- Ну, насчет антисемитов не знаем. Но у нас в этом году была забавная история с Джефом Перельманом. За неделю до Клезфеста был идишистский семинар в Пуще Водице. И Джеф, читавший там лекции, вечером вышел погулять на улицу. Утром он нам говорит: скажите мне, пожалуйста, санаторий "Дюбек" - это, очевидно, не единственное место, где евреи проводят семинары? А почему ты об этом спрашиваешь? - говорим мы. Он и отвечает: я вчера вышел на улицу погулять и услышал, как в одном из санаториев очень громко играют "Семь-сорок". Мы рассмеялись: Джеф, учти, в Украине совершенно не обязательно, чтобы это были евреи.
- Смех, смехом. Но действительно наблюдается забавная тенденция. Еврейские мелодии сегодня играют ансамбли, одетые в украинские национальные костюмы. И даже хор МВД очень лихо исполняет песнь о ребе. Насколько я знаю, есть такая тенденция и на Клезфесте...
- Да, имеется. Более того, в нынешнем году впервые мастер-классы было доверено вести постоянным участникам наших семинаров Гене Фомину из Харькова и винничанке Наташе Касьянчик. По крови они не евреи, но душа у них при звуке клезмерских мелодий поет. Наташа при этом играет на совершенно "не еврейском" инструменте - домбре. Но она так играет еврейские мелодии, что в зале равнодушных не бывает.
- Согласен. Выступления Наташи всегда одна из эмоционально высших точек концертов Клезфеста. Да и вообще, наверное, верно суждение, что у клезмерских музыкантов - одна группа крови, кем бы они по рождению не были.
- Наши Клезфесты тому полное подтверждение.
- Вы сказали: наши. А есть ведь еще петербургский Клезфест. У вас нет конкуренции с его организаторами?
- Нет, ни ревности, ни конкуренции. Мы делаем общее дело, и чем больше будет клезмерских фестивалей, тем лучше. Многие музыканты, которым удается найти спонсора, участвуют и в Санкт-Петербурге, и у нас. Наши личные отношения с организаторами петербургского фестиваля Ликой и Аликом Френкель - они тоже семейная пара - хорошие. Мы встречаемся не только во время клезфестов, но и на каких-то других тусовках, общаемся, обмениваемся мнениями. И, возможно, дальнейшим шагом будет то, что наш Клезфест поедет в гости в Питер, а их приедет к нам. К слову, нам уже удалось после одного из Клезфестов свозить наших артистов в Таллинн. А еще одну группу в Лондон, кроме того, участники украинского Клезфеста выступали во многих городах США. Так что нас уже знают в мире. И здесь спасибо и тем, кто нас поддерживают информационно. Это и ты, Миша, и Ольга Стельмашевская, и другие журналисты. Мы ведь и не скрываем, что известность нам нужна. В мире искусства без нее никак нельзя. Вот только важно для чего ты жаждешь известности.
- Ну да. Самое время вспомнить знаменитое: "Любите искусство в себе, а не себя в искусстве".
- Суть не в словах, в а том, как ты понимаешь свое призвание. Как относишься к делу, к коллегам. Вот у нас на Клезфесте никакой "дедовщины". У нас все - звезды. Приехал ты из Америки или из райцентра - все равны. И люди это ценят. Поэтому недостатка в желающих участвовать в нашем Клезфесте еще ни разу не было. И очень хочется, чтобы наши дружная клезфестовская семья росла с каждым новым фестивалем.
- Клезмерскому роду - нема переводу?
- А почему бы и нет. Хорошее должно продолжаться как можно дольше!

А правда, пусть продолжается хорошее. И снова так будет: в зрительном зале погаснет свет, а на сцене загорятся огни рампы. И начнется праздник еврейской музыки, праздник, главными именинниками на котором будут они - Яна и Борис Яновер - люди, создающие этот праздник.

============================

сентябрь 2003 года

Ольга Стельмашевская

ФОЛЬКЛОР, СТАВШИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫМ

Четвертый ежегодный международный фестиваль «Клезфест в Украине» состоялся с 24 по 29 августа 2003 года в киевском курортном предместье Пуща-Водица. Его организаторы Яна и Борис Яновер при содействии нью-йоркского Фонда развития еврейских общин в России и Украине пригласили 55 исполнителей из Украины, Молдавии, Белоруссии, Эстонии, России, Великобритании, Чехии, США и Канады.
Уже второй год заключительный гала-концерт фестиваля выносится на широкую публику, благодаря чему клезмерское движение набирает в Украине растущую популярность. Не секрет, что в мире этому жанру посвящают свое творчество всё больше нееврейских музыкантов. Клезмерское искусство принято в качестве подлинной, уважаемой народной музыки, которой интересуются серьезные люди разных национальностей.
В Будапеште ежегодно проходит фестиваль "Клезмер и литература". Польша возрождает свое еврейское наследие - там устраивают летний фестиваль в Кракове, в некогда сугубо еврейском квартале Казимеж. Фестивали еврейской музыки проходят также в Москве, Санкт-Петербурге. Вклад в пропаганду еврейской музыки на международной арене старается внести и Германия.
Побывав на гала-концерте киевского «Клезфеста», состоявшемся 28 августа в Государственном музыкальном театре для детей и юношества, можно добавить ещё несколько причин успеха этого музыкального направления у разных слоёв населения. Например, среди публики было много клубной молодёжи, пришедшей послушать так называемый еврейский джаз. Его исполняла довольно своеобразная певица из Лондона - Пенелопа Саломон. Она выдала целое джазовое попурри на еврейские темы в сопровождении музыкантов в кипах. Немудрено, что зал буквально взорвался по окончании её блистательного выступления.
Дебютанты москвичи Михаил Глинков и Марк Ковнацкий слились в музыкальном экстазе с белорусской пианисткой и завели зал с пол-оборота. Далее зрителю предстояло увидеть парад настоящих маленьких театров песни (Александра Сомиш, Евгения Лопатник и Тимур Фишер, Анастасия Георгиевская и др.), удивиться новому "еврейскому" музыкальному инструменту винничанки Натальи Касянчик, у которой домра плакала и радовалась, как заправская клезмерская скрипка.
Естественно, апофеозом концерта стали выступления ветеранов "Клезфеста" - "Харьков клезмер бэнда", исполнителя песен на идиш Ефима Чёрного (Кишинев), пианистки и композитора Полины Ачкинази (Казань), скрипача Алексея Розова (Москва). И, конечно же, звезд клезмерского движения - уникальную Адриану Купер (США), которую называют еврейской Цезарией Эворой, и тонкую, виртуознейшую пианистку, солистку Flying Bulgar Klezmer Band Мерилин Лернер (Канада). Мерилин рассказала о своих украинских корнях и посвятила свою "Румынскую фантазию" бабушке и дедушке, жившим некогда в стране, в которую она приехала впервые.
Покорил публику давний гость украинских «Клезфестов» — всемирно известный лидер традиционного клезмерского стиля, солист трио "Sukke" кларнетист Мерлин Шеперд (Англия). Надев на голову галстук, он дирижировал импровизированным оркестром фестивальных музыкантов-инструменталистов, настроив публику на танцеваольный лад. Во втором, апофеозном отделении, он играл на своём кларнете так, что вспомнились слова Шолом-Алейхема, сказанные, правда, о скрипаче: «…Когда он прикладывался щекой к скрипке и начинал водить по струнам, перед нами раскрывался новый мир, вы чувствовали, что в его скрипке сидит плененная душа. Душа эта рвется на волю, плачет, рыдает и молит... Евреи с длинными бородами, с очерствевшими лицами чувствовали себя малыми ребятами, когда они слушали клезмера Хаима... Скрипка пела, скрипка говорила как живая, она хватала за душу».
Но, как известно, еврейская музыка — это не только вселенская грусть, но и безудержное веселье, тонкий, изысканный юмор. С этим всё сложилось благодаря не только инструментальным свадебным мелодиям, звучавшим на протяжении всего концерта, но и оригинальной музыкальной пародии, исполненной москвичом Псоем Короленко. На разных языках он умудрился рассказать столетнюю историю известной песни «Ба мир бисту шейн» («Ты у меня красивая»).
Открытием фестиваля стала слепая чешская певица Катерина Кольцова.
Отдавая дань большой просветительской, а также «музейной» миссии этого уникального музыкального форума, собирающего ежегодно на свои семинары очень интересных, разносторонне одарённых людей (например, Джеффри Перельман провёл занятия на чисто практические темы: «Музыкальный рынок и самореклама» и «Самореклама: планирование концертного тура без менеджера»), хотелось бы пожелать «Клезфесту» расширить свои границы за пределы закрытого концертного зала. Я думаю, уровень этого фестиваля и музыкантов, приезжающих на него, достойны того, чтобы их услышало как можно больше людей. Возможно, они присоединятся к танцу уже с первых секунд звучания клезмерской музыки или песен на идиш. Ведь танцует же весь Краков и, кажется, весь мир во время подобного фестиваля в Польше!


==========================================================

"Новости недели", 29 августа 2002 года

Михаил Френкель

ПРАЗДНИК ПО ИМЕНИ КЛЕЗФЕСТ

С 28 июля по 2 августа в Киеве проходил международный фестиваль клезмерской музыки

די כלה שעמט זיך, אבער הנאה האט זי [ди кАлэ шемт зих, Обэр hанОэ hот зи] – «невеста стесняется, но удовольствие имеет». Мне кажется, этой занятной свадебной поговоркой можно охарактеризовать чувства, которые испытывали в советские времена евреи, слушая свои народные мелодии. Ключевое слово – «стесняется».
Настали другие времена. Переполненный зал Киевского детского музыкального театра раскованно и радостно встречал каждый номер заключительного концерта фестиваля клезмерской музыки "Клезфест в Украине-2002".
В первом отделении концерта состоялась премьера в Украине уникальной программы "Гетто Танго" в исполнении одной из лучших в мире певиц на идише Адрианны Купер из Нью-Йорка и ее земляка Залмана Млотека, пианиста, художественного руководителя еврейского театра "Фолксбинэ" на Бродвее. В истории нашего народа было немало трагических страниц, но и о них можно так рассказать в песне, чтобы хотелось не только плакать, но и гордо поднять голову. Именно так и пела о драме гетто Адрианна.
Ну, а после перерыва, во время которого киевские евреи и гости со всей Украины, конечно же, обменялись не только впечатлениями, но и последними новостями, началось веселье. Искрометное, заразительное, зовущее в пляс. Тон задал сводный оркестр под руководством кларнетиста-виртуоза из Лондона Мерлина Шепарда. А затем пошли сольные номера, инструментальные трио. Квартеты и квинтеты. В дни Клезфеста мне довелось увидеть, как они создавались музыкантами из разных городов и стран буквально за одну-две репетиции. А все это потому, что по традиции на праздник народной музыки приезжают настоящие мастера, и за плечами у многих из них консерваторское образование.
Клезфест - не конкурс, а семинар с мастер-классами музыкантов с мировым именем. Отсутствие борьбы за места и дипломы придает ему неповторимую атмосферу товарищества и сотрудничества. К тому же Клезфест - еще и школа идишкайта. Мастер-классы по музыке, пению и танцам чередуются на нем с занятиями по изучению идиша и интереснейшими лекциями по еврейской культуре. А, впрочем, разве скупыми словами "семинар", "занятие" можно передать атмосферу праздника, которая царила в пансионате "Дюбек" под Киевом с утра и почти до утра, когда заканчивались импровизированные концерты - сейшенс? Просто не переставал удивляться, сколько и у молодежи, и у "аксакалов" было в запасе сил и энергии на эти незабываемые праздники импровизации.
Я вдруг вспомнил музыкальный анекдот советских времен. На концерте, посвященном очередному юбилею образования СССР, конферансье объявляет: "Выступает квартет "Дружба народов". В составе: Иван Петров (Россия), Петро Коловоротько (Украина), Джемал Джапаридзе (Грузия), Моисей Гольдштейн (контрабас)!"
Сегодня наши музыканты имеют возможность выступать в ансамблях, которые имеют еврейские названия, они играют еврейскую, а не какую-то "дружбонародную" музыку. Более того, в этом году в Клезфесте участвовал Александр Иванов из самарского ансамбля "Алия". В консерватории он учился на одном курсе с Башметом и Спиваковым. И нужно было видеть, с каким удовольствием этот скрипач-виртуоз исполнял еврейские мелодии. Мы дожили до тех времен, когда еврейскую музыку играют представители других народов. И это здорово. Несмотря на то, что упомянутые времена не так уж просты, а порою и вовсе сложные. В мемуарах Евгения Евтушенко я как-то нашел интересное наблюдение: "В России даже антисемиты с удовольствием танцуют "семь сорок"." Не знаю, как там антисемиты. Но не раз наблюдал, с каким энтузиазмом исполняется этот танец разноплеменной компанией. И пусть "семь сорок" не вершина еврейской музыкальной культуры, главное - в другом. Именно музыка в современном мире может стать мостом взаимопонимания между людьми разных национальностей. Клезмерская в том числе.
Об этом мы не раз говорили с Яной и Борисом Яновер, вот уже третий год прикладывающими все усилия, чтобы Клезфест в Украине проходил на высоком уровне. Этот разговор мы продолжили и в дни нынешнего фестиваля.
- Каким был для вас год между двумя Клезфестами? - спросил я их.
- Во время беседы после предыдущего Клезфеста мы говорили, что нам очень бы хотелось, чтобы артисты, выступавшие на фестивале, могли показать свое мастерство во многих городах Украины и за ее пределами. И нам удалось в какой-то мере показать лучших артистов в Киеве. Это были "Харьков Клезмер-бэнд" и "Хаверим" из Симферополя, ансамбль из Запорожья и оркестр Льва Фельдмана из Черновцов. Но, к сожалению, это были не сольные концерты, а номера или отделения в концертах, приуроченных к различным общинным мероприятиям и еврейским праздникам. А хотелось бы большего, полноценных гастролей. Надеемся, нам удастся это осуществить.
За прошедший год мы также создали сайт, посвященный клезмерской музыке. Он освещает музыкальную и фестивальную жизнь, рассказывает о новых песнях, на нем можно найти ноты интересных произведений. Мы постоянно поддерживаем связь со всеми музыкантами и певцами, принимавшими участие в нашем фестивале, а также с зарубежными коллегами, в первую очередь с теми, кто проводит фестивали в Санкт-Петербурге, Лондоне, Нью-Йорке и Канаде. Мы довольны, что в этом году у нас появилось еще больше друзей среди любителей клезмерской музыки. Мы впервые проводили фестиваль в Киеве. Для нас это была большая честь, а с другой стороны мы очень переживали, как все пройдет, особенно гала-концерт. Но, кажется, не подкачали.
- Сколько новых участников было на нынешнем Клезфесте?
- Примерно треть. Мы очень довольны, что это была молодежь, которой интересна народная музыка и песни на идиш. И мы очень благодарны людям и организациям, вновь нас поддержавших. В первую очередь это генеральный спонсор Фонд развития еврейских общин в России и Украине и его директор Мартин Хоровиц. Спасибо новым спонсорам Еврейскому агентству "Сохнут-Украина", Отделу прессы и культуры посольства США в Украине, "Джойнту" и благотворительному фонду "Хорошие новости". Также мы очень благодарны нашим информационным спонсорам, на протяжении всего года освящавшим Клезфест и нашу межфестивальную работу. Это газеты "Эйникайт" и "Еврейский обозреватель". Удалось нам выпустить и аудиокассету с лучшими номерами "Клезфеста-2001". После предыдущего Клезфеста мы провели большой концерт в Таллине по приглашению местной еврейской общины. Представляли наш Клезфест харьковский бэнд и обладающая удивительным голосом Марина Якубович (с октября 2001 года живет в Израиле. – Ш.Г.). Мы очень благодарны Тимуру Фишелю и нашим эстонским друзьям, организовавшим эту поездку. Этой весной мы встречались в Чикаго с известными клезмерскими музыкантами и обсуждали возможность приезда наших клезфестовцев в Америку. Даст Бог, нам это удастся. Во всяком случае, постоянно участвующий в наших фестивалях квартет "Ашкеназим" из Казани в США уже выступал.
- Клезфест приятен для участников тем, что на нем нет конкурса, элемента соревнования. Поэтому все более дружелюбно друг к другу настроены, что особенно проявляется во время сейшенс. Однако не хотелось ли вам провести еще и конкурс? В первую очередь для молодых музыкантов и певцов.
- Клезфест - не просто фестиваль и семинар. Здесь собираются высококлассные музыканты, играющие в серьезных оркестрах, солисты. Иное дело, что некоторые из них только недавно начали играть клезмерскую музыку. И им интересен опыт мастеров, играющих в этом жанре. Разброс в возрасте - от 16 до 80 лет. Если мы будем проводить конкурс, то, очевидно, надо делать градацию: делить участников на юниоров, старших и т.д.
А конкурс у нас все-таки в какой-то мере происходит. Ведь, скажем, на международном конкурсе имени Чайковского те, кто прошел отбор и приехал в Москву, - это уже и есть в определенной мере лауреаты. Мы тоже ежегодно из более ста заявок отбираем примерно треть. И приехавшие на Клезфест уже считаются лауреатами. Но идея провести конкурс хороша. Мы подумаем, лишь бы сил на все нам хватило.
Основатель хасидизма мудрец и праведник Баал Шем Тов учил, что следует избегать обычая накладывать на себя пост, носить лохмотья, был против прочих аскетических практик. Он утверждал, что живость и радость приятней Всесильному, чем аскетизм, уныние и отчаянье. "Только через симху можем мы достичь единения с Богом", говорил Бешт. Именно такую симху радость дает нам клезмерская музыка.
א חיסרון - די כלה איז צו שיין [а хисОрн - ди кАлэ из цу шейн] («У невесты один недостаток - она слишком красива»). Как по мне, то в полной мере этот "недостаток" присущ радостному празднику по имени Клезфест!

в рубрику "Клезмерское искусство"
обсудить
к оглавлению "Живого идиша"
систематический каталог
на главную
напишите Ш. Громану

генеалогия, родословные, архивный поиск, поиск людей  Найди на карте, Города Израиля, Кармиэль Разработка, создание и продвижение сайтов. Интернет-маркетинг. Электронная коммерция Nasha Canada - Russian Newspaper Израиль по-русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Наука и образование :: Психология Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31Jewish TOP 20 Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Rambler's Top100Российский студенческий порталЕврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Бюро переводов МИР ПЕРЕВОДА. Устный, письменный, последовательный, синхронный перевод Galan Cosmetics: лечебно-оздоровительная косметика на основе минералов Мертвого моря и целебных трав Израиля