"Вести", 27 января 2002 года

Шломо Громан

БЕЗ ОГУЛЬНЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ
(НЕ ЗАПИСЫВАЙТЕ ВСЕХ ОЛИМ В АТЕИСТЫ!)

Часто израильские публицисты, политологи и политтехнологи, составляя обобщенный образ новых репатриантов их бывшего СССР, провозглашают их поголовно нерелигиозными людьми, даже атеистами. Этим приемом активно пользуются как левые партии, стремящиеся вбить клин между олим и верующими (в большинстве своем) поселенцами, так и некоторые центристы, спекулирующие на неприязни выходцев из СНГ к ультраортодоксам.
Оставляя задачу апологетики ШАСа недавно созданной при этой партии русскоязычной пресс-службе, я все же считаю своим долгом высказать ряд замечаний по поводу мнимого атеизма российских евреев.
1. Определенная - пусть не превышающая нескольких процентов - часть нашей алии сознательно отнесла себя к национально-религиозному лагерю. Эти люди обрели духовное пристанище в стенах "Маханаим" и других организаций, тон в которых задают русскоязычные "вязаные кипы". При желании можно найти и говорящих по-русски "харедим".
Причем количественные соотношения не так важны. Сколь мало бы ни было в составе алии религиозных евреев, каждый из них чувствует себя несправедливо обиженным, сталкиваясь с вышеописанными обобщениями. Его ощущения можно сравнить с реакцией непьющего (или пьющего в меру) репатрианта на рассуждения "все русские - алкоголики" и с реакцией порядочной женщины на фразу "все русские - проститутки".
2. Вопреки голословным заявлениям их политических противников, все без исключения депутаты кнессета от ШАС и многие активисты этой партии служили в ЦАХАЛе. Тунеядцы в ШАСе есть (как и в любой другой партии), но подавляющее большинство его избирателей трудятся, причем на гораздо более тяжелых работах, чем "белые воротнички" из светских ашкеназских партий.
Но больнее всего ранят набожных евреев огульные обвинения в нелояльности государству, в антисионизме. Единственная не признающая Государства Израиль группировка "Нетурей карта" насчитывает лишь несколько тысяч членов - капля в море сотен тысяч верующих, беззаветно преданных стране, служащих в боевых частях...
Если бы рядовые члены ШАСа понимали, что о них говорят и пишут по-русски представители известных партий, в своих узких электоральных целях раскалывающих нацию, они несомненно ощутили бы то же самое, что русскоязычный трезвенник - при чтении пассажей о "повальном пьянстве" его соотечественников. Понимать язык даже необязательно: встречающиеся в нашей прессе карикатуры на ортодоксов попахивают кондовым антисемитизмом.
3. Многие олим из бывшего СССР, причисляемые к атеистам, являются таковыми лишь условно. Подчиняясь навязываемым штампам и покорно неся наклеенные ярлыки, они не отдают себе отчета в собственной вере в Бога.
Расхожее мнение о несовместимости науки и религии не располагает типичного русскоязычного израильтянина, получившего светское образование, к серьезным размышлениям о Всевышнем. Между тем психологический барьер на пути к признанию существования единого Бога (хотя бы в качестве одного из двух равноправных подходов к мирозданию) снимается довольно просто. Вот как решается этот вопрос в книге Хаима Донина "Быть евреем".
"В самом деле, невозможно научно доказать бытие Божье, доказать, что мир создан по его воле. Но нельзя доказать и обратное - что Бога нет.
Существование Единого Высшего Духовного Существа, в Которое верили и Которому служили и служат Авраам и его потомки, не поддается доказательствам. Оно бесконечно, а человек конечен. Человек конечен не только физически, его чувственные и интеллектуальные способности также ограничены. Если бы Бог был частью мира, который человек способен познать с помощью пяти чувств, то такой "бог" должен был бы быть более ограниченным, чем всемогущее, вездесущее духовное существо, в которое мы верим. Такой "бог" может быть сведен к конечному, т.е. его можно, в принципе, изменить и даже уничтожить. Такой "бог" на самом деле будет не Единым Вездесущим Творцом, а лишь одним из многих божеств, которым люди веками приписывали сверхъестественную силу.
С рациональной точки зрения отрицать существование Бога - наименее разумная позиция. Ведь тогда пришлось бы предположить, что функционирование мира с математической точностью, которую мы только сегодня начинаем немного постигать, является результатом совпадения и что появление на планете венца творения - человека - лишь игра случая. Несомненно, это требует слепой веры само по себе.
Я не колеблясь назову атеизм не более чем разновидностью веры, мало чем отличающейся от языческих суеверий".


к оглавлению раздела "Иудаизм"
на главную страницу сайта
Rambler's Top100